Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

одоевский вл. фед

Гуманитарный словарь

ОДО́ЕВСКИЙ Вл. Фед. (1804-69) - писатель, философ, журналист, лит. и муз. критик, композитор, обществ. деятель, князь. Отпрыск др. рода, ведущего начало от Рюрика. Воспитанник Моск. ун-тского Благородного пансиона (1816-22). По окончании - чиновник Моск. архива Коллегии иностр. дел. После 1826 служит в Петербурге (МВД, с 1846 - пом. дир. Публ. б-ки и зав. Румянцевским музеем). В 1826 назначен сенатором в Москву. Человек уникально широких интересов, О. наиб. полно среди своих рус. современников отвечал романтическому представлению об универсально одаренной творческой личности. Он рано заявил о себе как о видном участнике интеллектуальной жизни в России. Уже в пансионе увлекается музыкой и философией, создает первые лит. произв., дебютирует в печати. В 1823 входит в число уч-ков кружка С. Е. Раича, становится одним из организаторов и руководителей Об-ва любомудрия. В 1824-25 совместно с В. К. Кюхельбекером издает журнал-альманах "Мнемозина", позднее сотрудничает в "Моск. телеграфе", "Моск. вестнике", "Северных цветах", "Моск. наблюдателе", "Современнике", "Отеч. записках" (является соред. этого ж.) и др. Начало писательской известности О. связано с его прозаич. соч. сер. 20-х гг. Часть из них, преим. в аллегорич. форме, выражала идеалы любомудрия (сб. "Четыре аполога", 1824), др. представляли собой сатиру на современность ("Странный человек", 1822; "Елладий (картина из светской жизни)", 1824; "Старики, или Остров Панхаи (Дневник Ариста)", 1824 и др.). Уже в этих произв. проявились характерные черты писат. индивидуальности О. - рационалистичность художнической мысли, стремление к соед. поэзии и философии. Расцвет творч. деят-ности О. приходится на 1830-е - нач. 40-х гг. Его соч. той поры отличаются большим тематич. и жанровым разнообразием. Так, сб. "Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою" (1833) объединяет тесно связанные с ранним творч-вом социально-сатирические произведения ("Сказки о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту" и др.) и, с др. стороны, предвосхищающую направление будущих поисков писателя пов. "Игоша", основанную на аналитически истолкованном фольклорном сюжете и свидетельств. о внимании к психол. проблемам. К жанру "светской" пов. относятся "Княжна Мими" (1834) и "Княжна Зизи" (1839). В родственных жанрах утопии и антиутопии созданы "4338-й год" (ок. 1840, не оконч.) и "Город без имени" (1839). Интерес О. к непознанному, загадочному в природе и человеческой психике, его многолетнее увлечение мистич. идеализмом отражают фантастические пов. "Орлахская крестьянка" (1836), "Сильфида" (1837), "Косморама" (ок. 1840), дилогия "Саламандра" (1841, 1844) и др.; с позиции естествоиспытателя, уверенного в могуществе опытного знания, те же таинств. явления истолкованы в "Письмах к графине Е. П. Ростопчиной о привидениях, суеверных страхах, обманах чувств, магии, каббалистике, алхимии и других таинственный явлениях" (1839). Ряд произв. О. 30-х гг. ("Последний квартет Бетховена", 1830; "Себастьян Бах", 1835; "Город без имени", 1839 и др.) впоследствии вошли в состав ром. цикла "Русские ночи" (опубл. 1844) - итогового произв. всего рус. филос. романтизма. Как публицист. О. до 50-х гг. приближался к славянофилам. Загран. поездки (1856, 1859) изменили его отношение к европ. цивилизации. Он продолжал верить в рус. народ, но порицал распространенные в России "лень ума" и "рукавоспустие", высоко оценивал петровские преобразования. Горячо поддерживал отмену крепост. права и др. реформы Александра II, ежегодно праздновал "великий первый день свободного труда" 19 февр. Призывал рус. дворян способствовать устранению последствий крепостничества, участвовать в работе земских и суд. учреждений, распространять знания во всех слоях народа. "В России есть все, а нужны наука, наука и наука", - считал О. К числу его заслуг (пред. Ученого к-та Мин-ва гос. имуществ с 1838) относится создание сети нач. уч-щ в селениях гос. крестьян - самых массовых учеб. заведений дореформ. эпохи. О. - автор большого числа пед. соч., методич. пособий, "наказов" и наставлений для учителей и воспитателей, "азбук" и учебников по разл. предметам, написанных образным, доступным языком. Популяризатор естеств.-науч. и техн. знаний среди крестьян, он "писал для мужиков... один во всей русской литературе". Ред. ж. "Сельское обозрение"; вместе с А. П. Заблоцким-Десятовским выпустил 20-тыс. тиражом серию брошюр "Сельское чтение" с познават. ст. и полезными советами (первый из 4-х сб-ков выдержал 11 изданий). О. открыл читателям мир рус. нац. музыки, был первым истолкователем творчества М. И. Глинки, посвятил ряд статей и худож. произв. творчеству русских (А. Н. Верстовский, А. А. Алябьев, А. Н. Серов) и зап.-европ. композиторов и исполнителей, занимался изучением рус. нар. песни и др.-рус. церк. музыки. Он изобрел оригин. муз. инструмент ("энгармонический клавесин"), сочинял музыку, написал "Музыкальную грамоту..." (1868); участвовал в создании Петерб. и Моск. консерваторий, Рус. муз. об-ва. О. - один из самых изв. рус. филантропов. Он разработал Положение о детских приютах (офиц. утвержден в 1839), по его инициативе в СПб. создана Максимилиановская больница "для приходящих" и Елизаветинская дет. больница. Организовал петерб. "Общество посещения бедных просителей" (1846-55 - закрыто пр-вом, заподозрившим в его деят-ности крамолу), чл. к-рого состояло неск. сотен человек. Благотворит. учреждения об-ва оказывали матер. помощь 15 тыс. бедных семей. Центром культурной жизни СПб., а позднее Москвы были субботние салоны у О.

В. Ф. Одоевский. Акварель А. Покровского

В. Ф. Одоевский. Акварель А. Покровского

Полезные сервисы

одоевский владимир фёдорович

Энциклопедический словарь

Одо́евский Владимир Фёдорович (1803/1804 - 1869), князь, писатель, музыкальный критик, один из зачинателей русского классического музыковедения. Председатель «Общества любомудрия». Сборник новелл и философских бесед «Русские ночи» (1844). Повести из светской жизни («Княжна Зизи», 1839), а также романтические и философско-фантастические. Работы по эстетике. Труды о русской и западноевропейской музыке.

* * *

ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович - ОДО́ЕВСКИЙ Владимир Федорович (1803 или 1804?-1869), князь, русский писатель, музыкальный критик, один из зачинателей русского классического музыковедения. Председатель «Общества любомудрия». Сборник новелл и философских бесед «Русские ночи» (1844). Повести из светской жизни («Княжна Зизи», 1839), а также романтические и философско-фантастические. Работы по эстетике.

Полезные сервисы

одоевский владимир федорович

Большой энциклопедический словарь

ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович (1803 или 1804?-1869) - князь, русский писатель, музыкальный критик, один из зачинателей русского классического музыковедения. Председатель "Общества любомудрия". Сборник новелл и философских бесед "Русские ночи" (1844). Повести из светской жизни ("Княжна Зизи", 1839), а также романтические и философско-фантастические. Работы по эстетике.

Энциклопедия Кольера

ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович (1803-1869), русский философ, писатель, литературный и музыкальный критик. Родился 30 июля 1803 в Москве. Принадлежал к ветви рода Рюриковичей. В 1822 окончил Московский университетский благородный пансион. В студенческие годы на него оказали влияние профессора Московского университета, философы-шеллингианцы И.И.Давыдов и М.Г.Павлов. В начале 1820-х годов Одоевский публикует свои первые литературные произведения в журнале "Вестник Европы". В 1823 вместе с Д.В.Веневитиновым создает в Москве "Общество любомудров" - первое российское философское общество. В 1824-1825 вместе с В.Кюхельбекером издает литературно-философский альманах "Мнемозина". Одоевский - крупнейший представитель русского романтизма. Русские ночи (1844), главная книга Одоевского, содержит исключительно высокую оценку творчества Шеллинга: "В начале ХIХ века Шеллинг был тем же, чем Христофор Колумб в ХV, он открыл человеку неизвестную часть его мира... его душу". Уже в 1820-х годах, переживая увлечение философией искусства Шеллинга, Одоевский написал ряд статей, посвященных проблемам эстетики. Но увлечение Шеллингом в духовной биографии Одоевского далеко не единственное. В 1830-е годы он находился под сильным влиянием идей новоевропейских мистиков Сен-Мартена, Арндта, Портриджа, Баадера и др. В дальнейшем Одоевский изучал патристику, проявляя, в частности, особый интерес к традиции исихазма. Результатом многолетних размышлений о судьбах культуры и смысле истории, о прошлом и будущем Запада и России стали Русские ночи. "Односторонность есть яд нынешних обществ и причина всех жалоб, смут и недоумений", - утверждал Одоевский в Русских ночах. Эта универсальная односторонность, считал он, есть следствие рационалистического схематизма, не способного предложить сколько-нибудь полное и целостное понимание природы, истории и человека. По Одоевскому, только познание символическое может приблизить познающего к постижению "таинственных стихий, образующих и связующих жизнь духовную и жизнь вещественную". Для этого, пишет он, "естествоиспытатель воспринимает произведения вещественного мира, эти символы вещественной жизни, историк - живые символы, внесенные в летописи народов, поэт - живые символы души своей". Мысли Одоевского о символическом характере познания близки общей традиции европейского романтизма, в частности теории символа Шеллинга (в его философии искусства) и учению Ф.Шлегеля и Ф.Шлейермахера об особой роли в познании герменевтики - искусства понимания и интерпретации. Человек, по Одоевскому, в буквальном смысле живет в мире символов, причем это относится не только к культурно-исторической, но и к природной жизни: "В природе все есть метафора одно другого". Сущностно символичен и сам человек. В человеке, утверждал мыслитель-романтик, "слиты три стихии - верующая, познающая и эстетическая". Эти начала могут и должны образовывать гармоническое единство не только в человеческой душе, но и в общественной жизни. Именно подобной цельности не обнаруживал Одоевский в современной цивилизации. Считая, что США олицетворяют вполне возможное будущее человечества, Одоевский с тревогой писал о том, что на этом "передовом" рубеже происходит уже "полное погружение в вещественные выгоды и полное забвение других, так называемых бесполезных порывов души". В то же время он никогда не был противником научного и технического прогресса. На склоне лет он писал: "То, что называют судьбами мира, зависит в эту минуту от того рычажка, который изобретается каким-то голодным оборвышем на каком-то чердаке в Европе или в Америке и которым решается вопрос об управлении аэростатами". Бесспорным фактом для него было и то, что "с каждым открытием науки одним из страданий человеческих делается меньше". Однако в целом, несмотря на постоянный рост цивилизационных благ и мощь технического прогресса, западная цивилизация, по убеждению Одоевского, из-за "одностороннего погружения в материальную природу" может предоставить человеку лишь иллюзию полноты жизни. За бегство от бытия в "мир грез" современной цивилизации человеку рано или поздно приходится расплачиваться. Неизбежно наступает пробуждение, которое приносит с собой "невыносимую тоску". Отстаивая свои общественные и философские взгляды, Одоевский нередко вступал в полемику как с западниками, так и со славянофилами. В письме лидеру славянофилов А.С.Хомякову (1845) он так характеризовал собственную позицию: "Странная моя судьба, для вас я западный прогрессист, для Петербурга - отъявленный старовер-мистик; это меня радует, ибо служит признаком, что я именно на том узком пути, который один ведет к истине". Действительно, Одоевский, замечательный писатель-романтик и своеобразный мыслитель, не может быть безоговорочно отнесен ни к одному из двух важнейших направлений русской мысли первой половины 19 в. - славянофильству или западничеству. В то же время он никогда не стоял в стороне от этого русского спора и, следуя своим самостоятельным ("узким") путем, был его непосредственным участником. Умер Одоевский в Москве 27 февраля 1869.

ЛИТЕРАТУРА

Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма: Князь В.Ф.Одоевский. Мыслитель. Писатель. М., 1913 Одоевский В.Ф. Сочинения, тт. 1-2. М., 1981

Полезные сервисы